Лидерство и управленческие компетенции сотрудников службы главного аудитора Банка России

Заказчик: Стройкомплекс Москвы

Исполнитель: Агентство социальных исследований «Столица»

 

Проблема:

Управленческие компетенции выступают предметом исследования в разных сферах социальной деятельности. Прикладной аспект изучения базовых и специальных компетенций в системе управления состоит в развитии у руководителей навыков эффективного управления персоналом для решения оперативных и стратегических задач. Исследовательской проблемой стоящей перед АСИС стала оценка эффективности групповой работы сотрудников службы главного аудитора в контексте проявления управленческих компетенций и лидерства.
 

Решение:

На основе существующих отечественных научных концепций в теории управления, Агентство социальных исследований «Столица» разработало методику для решения поставленной задачи. Она включала в себя проведение социологического исследования, состоящего из 2 этапов: на первом проводился экспертный опрос руководителей высшего звена службы главного аудитора Банка России с целью определения специальных компетенций, а на втором этапе производится оценка эффективности групповой работы в контексте проявления управленческих компетенций и лидерства. Помимо социологических методов сбора полевой информации была применены социометрия и включенное наблюдение психолога в рамках оценки групповой динамики. 
 
Ключевыми задачами исследования являлись:
- Определение влияния процессов лидерства на эффективность работы групп.
- Оценка групповой динамики на основе анализа ролевых структур групп.
- Социологическая оценка уровней управленческой компетентности лидеров.
- Оценка характера взаимодействия членов групп.
- Определение доминирующего типа принятия решений в группах.
 

Результаты:

В ходе исследования созданные рабочие группы оценивались модератором по системе формализованного включенного наблюдения. Критериями оценки групповой работы являлись: групповая динамика, эффективность принятия решений и технологичность выполнения задач. На основе полученных данных был составлен рейтинг лидеров групп. В основе этого рейтинга лежали оценки управленческих компетенций. Вследствие этого сформировался список наиболее развитых и отстающих компетенций. Благодаря социометрическому анализу и наблюдениям психолога был составлен психологический профиль каждого из участников исследования. На основе всей полученной информации были выработаны практические рекомендации по улучшению навыков менеджмента среди участников деловой игры.