В своем анализе я опираюсь на два допущения. Первое. Любое человеческое действие в любой ситуации предопределено той культурой, в рамках которой сформировалась личность человека, в рамках которой он функционирует. И, чтобы понять, почему отдельный человек или общество в целом действует именно так, а не иначе, и – тем более – повлиять на действия человека или жизнедеятельность общества, надо исследовать особенности исповедуемой культуры. Из многочисленных определений понятия «культура» я использую следующее: культура – это совокупность поведенческих и духовных практик (знаний, ценностей, норм), обеспечивающих приспособление человека к окружающей среде или преобразование этой среды в соответствии со своими нуждами, целями и представлениями.
Второе допущение. Поскольку человечество однажды возникло (для нас в данном случае не важно, когда именно), можно предположить, что оно развивается, то есть проходит некие этапы жизненного цикла, описанные И. Адизесом: возникновение, становление, развитие и гибель. Если совсем просто, можно использовать стадии жизни человека: рождение, детство, отрочество, юность, зрелость (взрослость), старость, смерть. Разумеется, есть люди, которые задерживаются на каких-то стадиях и до старости остаются детьми или – цитируя классика – у которых старость наступает прежде молодости, но такие ситуации не отменяют общего правила.
Теперь о некоторых выводах, которые следуют из этих допущений.
На сегодняшний день мы имеем три сосуществующие культуры. Первая – традиционная (архаическая) культура, культура доиндустриального общества. Вторая – культура индустриального общества (модерн), которая сложилась в XVI–XVII веках и пережила пик развития и распространения в XIX веке. Третья – культура постиндустриального общества (постмодерн), культура современного мира.
Основные признаки традиционной (архаической) культуры:
Традиционная культура – это детство человечества. Главная ее особенность – культ ритуалов и традиций. Главные люди – хранители и толкователи традиций: жрецы, раввины, попы, пасторы, которые искренне верят в то, что именно они являются носителями духовности.
В Европе традиционная культура умерла вместе с Дон Кихотом. Хотя миллионы, точнее миллиарды, людей исповедуют эту культуру до сегодняшнего дня.
Основные признаки культуры индустриального общества (модерна):
Культура модерна – это отрочество человечества. Главная ее особенность – культ государства. Главные люди – создатели государств: покорители и захватчики.
В общечеловеческом плане модерн завершил свое существование в период Второй мировой войны. Однако немало людей разделяют и еще долго будут разделять эти ценности.
Основные признаки культуры постиндустриального общества (постмодерна):
Постмодерн – это юность человечества. Главная особенность – культ личности, культ себя любимого. Любой юноша (и тем более любая девушка) знает, что главное в этом мире – он или она и все остальные существуют для них. Главные люди – «звезды», те, кто в жизни чего-то «высокого» достиг.
Эта культура возникла сравнительно недавно, хотя ее элементы прослеживаются в глубокой древности, и ее сторонники наивно считают постмодерн культурой будущего.
Каковы версии завершения этого периода? Юность, по идее, должна перерасти в зрелость. Но бывает, что этот переход заканчивается суицидом. На мой взгляд, мы очень близки к той самой знаменитой точке – «минус одна минута». Американские ученые эту стрелку постоянно двигают. Минус пять минут до катастрофы, минус четыре, сейчас уже минус одна минута. Сможем мы эту стрелку отодвинуть? Большой вопрос.
Однако в настоящее время «юность» прошла или проходит. И человечество попало в поле влияния трех основных процессов современности: глобализации, информатизации, медиатизации – с огромным комплексом порождаемых этими процессами проблем.
Уже очевидны как позитивные, так и негативные эффекты глобализирующейся коммуникации.
Позитивные. Новые средства информации и коммуникации помогают преодолеть многие из физических препятствий для коммуникации (удаленность, недостаток времени); повышают возможности участников коммуникации довести до других и обосновать свою точку зрения, организовывать дискурсы и участвовать в дискурсах (увеличивают информационную емкость общества, снижают издержки обмена информацией); делают более прозрачными и даже в некоторых случаях снимают границы институтов и культур, продуцирующих конвенциональную мораль «субстанциальной нравственности»; повышают степени свободы личности и предоставляют большее, чем прежде, количество предпосылок для укрепления постконвенциональной морали.
Негативные. Глобализация разрушает «коммуникацию малых расстояний» – институты соседства, цельность местных общин; новые средства коммуникации являются эффективным ресурсом власти и доминирования, обладание ими позволяет исключать из коммуникации неугодных (неинтересных) участников, темы, точки зрения; разрушение сложившихся сообществ ведет к дезинтеграции обществ, распаду сложившихся нормативных систем и в конечном счете к деградации личности; освобождение от традиций и конвенциональных норм повышает степени произвола и анархии, чревато эгоизмом и аморализмом личности.
Человечество не успело решить уже возникшие проблемы, как на него надвигаются новые. Согласно прогнозам ученых, например, футуролога Р. Курцвейла, в первой половине ХХI века произойдут четыре взаимосвязанные революции, которые станут главной движущей силой на пути к новому миру. Это революция в генетике, революция в нанотехнологиях, революция в робототехнике и коммуникационная революция. Дальше идут совсем фантастические сюжеты про превращение людей в киборгов, формирование цивилизации сингулярности и прочие увлекательные истории.
Но ведь к этому быстро меняющемуся миру надо как-то адаптироваться, в нем надо как-то жить. Есть два варианта стратегии адаптации.
Первый – позитивная адаптация – активное встраивание в новую жизнь. Такая адаптация может осуществляться на нескольких уровнях.
Ориентационная. Индивид начинает разбираться в особенностях новой культуры. На этой стадии адаптации происходит постоянный процесс преодоления стресса, который проявляется в разнообразных проблемных ситуациях, возникающих из-за разрыва между желаемым и действительным.
«Туристическая». Приходит понимание связи новой культуры с индивидуальными потребностями и жизненными целями.
Эмоциональная. Происходит эмоционально положительное восприятие новой культуры без изменения активности личности, жизненной стратегии и жизненных планов.
Второй вариант – негативная адаптация – принципиальный отказ от овладения новыми технологиями жизни.
Исследования показывают, что поначалу многие склонялись к первому варианту, а сейчас большинству все происходящее не нравится, вызывает у них сопротивление. Очень многим представителям архаической и модернистской культур хочется защитить свое уютное и понятное прошлое от пугающего наступающего будущего.
Любопытный индикатор происходящих процессов – повсеместное появление множества различных заведений и общественных движений под лозунгами: назад в 60-е, назад в 70-е, назад в 80-е, а то и более конкретно: назад в СССР!
На практике эти две стратегии, смешиваясь, порождают несколько характерных моделей массового поведения.
Один из вариантов – возврат к «традиционным ценностям». Ведь если прогресс вызывает постоянный стресс, то защитной реакцией логично становится регресс и откат к ценностям Средневековья. При этом усиленная защита традиционалистских норм мотивирована не столько их реальной ценностью для их сторонников, сколько желанием воспротивиться «образу врага». «Образ врага», в свою очередь, требует воплощения и получает его в лице наиболее технологически продвинутых культур, лидирующих в глобальном обновлении.
Другой вариант – формирование нового морального стандарта. Универсальный гуманизм постмодерна перерастает в планетарный гуманизм, стоящий на страже прав человека, отстаивающий его свободу и достоинство. Одновременно планетарный гуманизм, в отличие от постмодерна, указывает на долг каждого индивида перед единым человечеством.
Еще один способ присваивания нового мира – карнавал. Речь идет об особой стратегии балансирования на грани игры и серьезного, которая не сводится ни к игре, ни к серьезному; не сводится к обычной «постмодернистской» игре в перемену масок, поскольку субъект вживается в эти маски и роли с полной серьезностью и использует маски не для игры, а для того, чтобы проявить, пробудить какие-то черты собственной личности, собственной логики поступков.
Есть еще одна любопытная модель приспособления к новому миру – актуализация дефективности как способ личностной индивидуализации. Человек ставит в центр своей идентичности некий социально признанный дефект, изъян. Это могут быть специфические этнические, гендерные, социальные или поведенческие особенности, которые позволяют привлечь к себе внимание. Субъект делает вид, что он дефективный, ненормальный: то оденется причудливо, то разденется догола. А все думают, какой он интересный. Таким образом: чтобы быть интересным, надо быть ненормальным!
И, наконец, чтобы как-то встроиться в этот пугающий новый мир, можно ответственность за происходящее переложить с индивида на власть и корпорации. Это не мы виноваты в том, что с нами происходит, а правительства и бизнес!
Можно выделить несколько факторов, определяющих отношение людей и обществ к наступающему будущему.
Социально-экономический фактор связан с уровнем решения жизненных проблем индивида: обеспеченности жильем, трудоустройством, наличием бытовых, детских, медицинских, культурных учреждений, транспортного обеспечения и т.п.
Социокультурный фактор отражает проблемы взаимодействия различных субкультур или образов жизни.
Психологический фактор включает в себя индивидуально-психологические особенности, социальные установки, уровень притязаний, индивидуальные представления об условиях комфортного и полноценного существования.
Понятно, что процесс трансформации человечества остановить не удастся. Все разговоры о сохранении так называемых традиционных ценностей, о суверенных государствах, противостоящих «заразе глобализма», – это разговоры для слабых умом. И альтернатива такая: либо мы найдем какие-то более или менее успешные способы участия в процессе формирования многообразного, но единого человечества, либо… бывает, что юность завершается суицидом.
Заказать проект
Заказать звонок
Политика конфиденциальности
Настоящий документ «Политика конфиденциальности» (далее по тексту – «Политика») представляет собой правила использования --- (далее – «мы» и/или «Администрация») данных интернет-пользователей (далее «вы» и/или «Пользователь»), собираемых с использованием сайта / --- / (далее – «Сайт»).
1. Обрабатываемые данные
1.1. Мы не осуществляем сбор ваших персональных данных с использованием Сайта.
1.2. Все данные, собираемые на Сайте, предоставляются и принимаются в обезличенной форме (далее – «Обезличенные данные»).
1.3. Обезличенные данные включают следующие сведения, которые не позволяют вас идентифицировать:
1.3.1. Информацию, которую вы предоставляете о себе самостоятельно с использованием онлайн-форм и программных модулей Сайта, включая имя и номер телефона и/или адрес электронной почты.
1.3.2. Данные, которые передаются в обезличенном виде в автоматическом режиме в зависимости от настроек используемого вами программного обеспечения.
1.4. Администрация вправе устанавливать требования к составу Обезличенных данных Пользователя, которые собираются использованием Сайта.
1.5. Если определенная информация не помечена как обязательная, ее предоставление или раскрытие осуществляется Пользователем на свое усмотрение. Одновременно вы даете информированное согласие на доступ неограниченного круга лиц к таким данным. Указанные данные становится общедоступными с момента предоставления и/или раскрытия в иной форме.
1.6. Администрация не осуществляет проверку достоверности предоставляемых данных и наличия у Пользователя необходимого согласия на их обработку в соответствии с настоящей Политикой, полагая, что Пользователь действует добросовестно, осмотрительно и прилагает все необходимые усилия к поддержанию такой информации в актуальном состоянии и получению всех необходимых согласий на ее использование.
1.7. Вы осознаете и принимаете возможность использования на Сайте программного обеспечения третьих лиц, в результате чего такие лица могут получать и передавать указанные в п.1.3 данные в обезличенном виде.
1.8. Состав и условия сбора обезличенных данных с использованием программного обеспечения третьих лиц определяются непосредственно их правообладателями и могут включать:
данные браузера (тип, версия, cookie);
данные устройства и место его положения;
данные операционной системы (тип, версия, разрешение экрана);
данные запроса (время, источник перехода, IP-адрес).
1.9. Администрация не несет ответственность за порядок использования Обезличенных данных Пользователя третьими лицами.
2. Цели обработки данных
2.1. Администрация использует данные в следующих целях:
2.1.1. Обработка поступающих запросов и связи с Пользователем;
2.1.2. Информационное обслуживание, включая рассылку рекламно-информационных материалов;
2.1.3. Проведение маркетинговых, статистических и иных исследований;
2.1.4. Таргетирование рекламных материалов на Сайте.
3. Требования к защите данных
3.1. Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.
3.2. В отношении полученных данных сохраняется конфиденциальность, за исключением случаев, когда они сделаны Пользователем общедоступными, а также когда используемые на Сайте технологии и программное обеспечение третьих лиц либо настройки используемого Пользователем программного обеспечения предусматривают открытый обмен с данными лицами и/или иными участниками и пользователями сети Интернет.
3.3. В целях повышения качества работы Администрация вправе хранить лог-файлы о действиях, совершенных Пользователем в рамках использования Сайта в течение 1 (Одного) года.
4. Передача данных
4.1. Администрация вправе передать данные третьим лицам в следующих случаях:
Пользователь выразил свое согласие на такие действия, включая случаи применения Пользователем настроек используемого программного обеспечения, не ограничивающих предоставление определенной информации;
Передача необходима в рамках использования Пользователем функциональных возможностей Сайта;
Передача требуется в соответствии с целями обработки данных;
В связи с передачей Сайта во владение, пользование или собственность такого третьего лица;
По запросу суда или иного уполномоченного государственного органа в рамках установленной законодательством процедуры;
Для защиты прав и законных интересов Администрации в связи с допущенными Пользователем нарушениями.
5. Изменение Политики конфиденциальности
5.1. Настоящая Политика может быть изменена или прекращена Администрацией в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
5.2. Действующая редакция Политики находится на Сайте в сети Интернет по адресу ---. Действующая редакция Политики от 27 сентября 2019г.