![]() |
Агентство социальных исследований «СТОЛИЦА»
+7 968 701 3333
|
О компании | Услуги | Клиенты и партнеры | Наши исследования | Публикации и переводы | Новости | Инфографика | Контакты |
Должны ли товары из не дружественных стран присутствовать на российском рынке?Агентство социальных исследований «Столица» представляет результаты опроса об отношении россиян к присутствию на российском рынке товаров из недружественных стран. Опрос проведен методом телефонных интервью по стратифицированной случайной выборке, всего опрошено 1200 жителей городов в возрасте от 18 лет. Как повлиял уход иностранных компаний с российского рынка на доступность товаров и услуг? Большинство респондентов считают, что уход иностранных компаний с российского рынка не значительно повлиял на доступность товаров и услуг. Около трети опрошенных (29,5%) отмечают, что все необходимое по-прежнему доступно, еще 37% респондентов указывают на появление отечественных аналогов, которые успешно заменили иностранные товары. На исчезновение иностранных товаров чаще обращают внимание молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, а представители старшей возрастной группы, наоборот, в большинстве своем не заметили ухода иностранных компаний (74% ответов респондентов старшей возрастной группы). При этом мнения участников опроса об изменении ассортимента товаров в магазинах разделились. Так 30,8% респондентов отмечают сокращение ассортимента товаров, еще 29,2 % указывают на незначительные изменения. О резком сокращении ассортимента в магазинах заявляют лишь 12,8% опрошенных, при этом 16,1 % - наоборот отмечают заметное расширение ассортимента. Наиболее заметное сокращение ассортимента в магазинах отмечают жители крупных мегаполисов: Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Подавляющее большинство участников опроса обращают внимание на рост цен – (65,6%), но связывают его скорее с высокой инфляцией (20,3%), кризисными явлениями в экономике (12,3%) и девальвацией рубля (10,9%). Среди других причин роста цен на товары респонденты отмечали: политику недружественных стран (12,3%), изменение каналов поставки иностранных товаров (11,1%) и слабый контроль за наценками со стороны торговых сетей (11,6%). Присутствие товаров из недружественных стран на прилавках российских магазинов. Среди товаров из недружественных стран или компаний с антироссийской риторикой и действиями на прилавках магазинов респонденты чаще всего встречают продукты питания (12,6% опрошенных) и лекарства (12,1%). Мнения участников опроса о причинах присутствия этих товаров в магазинах разделились. Так часть респондентов отмечают, что некоторые иностранные товары хорошо себя зарекомендовали и пользуются спросом (24,1%), а некоторые потребители в любой ситуации предпочитают иностранные товары (21,6%). Другая часть респондентов видит причины в том, что присутствие товаров из недружественных стран выгодно некоторым отечественным торговым сетям (17,7%) или стремлении иностранных компаний зарабатывать на российском рынке несмотря ни на что (16,8%). Среди мер, необходимых для регулирования присутствие товаров из недружественных стран на российском рынке, чаще всего респонденты выбирали маркировку таких товаров специальным знаком (24,6%), контроль на границе при ввозе таких товаров (20,7%), а также более жесткий контроль за деятельностью торговых сетей (13,4%). О необходимости полного запрета на продажу товаров из недружественных стран заявили лишь 8,5% респондентов. При этом, к компаниям, открыто заявляющим о поддержке ВСУ, отношение большинства респондентов выражено негативное. Так 55,7 % участников опроса считают, что такие компании не должны зарабатывать на нашем рынке. Наиболее негативно к присутствию таких товаров относятся представители старшей и средней возрастных групп – соответственно 64,42% и 61,82% ответов. Какие товары необходимо ограничить на полках российских магазинов в первую очередь? Судя по результатам исследования, отношение россиян к присутствию тех или иных иностранных товаров на отечественном рынке зависит как от качественных характеристик товаров, так и от поведения компаний и стран в отношении нашей страны. В ходе опроса респондентам был предложен список из различных групп товаров с указанием страны производителя. Участникам опроса было необходимо определиться в отношении каждой торговой марки: оставить данные товары на российском рынке, маркировать специальным знаком или полностью запретить продажу. Анализ данных показал, что отношение к различным брендам и странам-производителям варьируется: так присутствие бытовой техники «Bosch» (Германия) большинством респондентов поддерживается – 63% участников опроса считают, что эту марку можно оставить на российском рынке. Маркировать специальным знаком чаще всего предлагали краски «Тиккурила» (Финляндия) (29,8% респондентов), французскую косметику (28,2% и бельгийский шоколад (26,9%). Полностью запретить чаще всего предлагали - краски «Дюлюкс» (Голландия) и одежду марки «Хендерсон» (Польша), детскую одежду «Кид» (США). Такое более выраженное негативное отношение к краскам «Дюлюкс» может быть связано с тем, что период проведения опроса совпал с выходом ряда негативных материалов в СМИ в отношении связи производителя с поддержкой ВСУ. Негативное отношение к одежде производителей из Польши и США может быть связано с негативной риторикой руководства этих стран в адрес России. Основные таблицы результатов опроса: Как, на ваш взгляд повлиял уход иностранных компаний на доступность товаров и услуг в вашем городе? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
|
БИБЛИОТЕКА СОЦИОЛОГИИ "АСИС"
|
ООО «Агентство социальных исследований Столица» |
телефон: +7 968 701 3333
адрес: 115280, Москва, ул. Ленинская Слобода, 26с28
e-mail: info@agsis.ru
|