Агентство социальных исследований «Столица» представляет результаты опроса об отношении россиян к присутствию на российском рынке товаров из недружественных стран. Опрос проведен методом телефонных интервью по стратифицированной случайной выборке, всего опрошено 1200 жителей городов в возрасте от 18 лет.
Как повлиял уход иностранных компаний с российского рынка на доступность товаров и услуг?
Большинство респондентов считают, что уход иностранных компаний с российского рынка не значительно повлиял на доступность товаров и услуг. Около трети опрошенных (29,5%) отмечают, что все необходимое по-прежнему доступно, еще 37% респондентов указывают на появление отечественных аналогов, которые успешно заменили иностранные товары. На исчезновение иностранных товаров чаще обращают внимание молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, а представители старшей возрастной группы, наоборот, в большинстве своем не заметили ухода иностранных компаний (74% ответов респондентов старшей возрастной группы). При этом мнения участников опроса об изменении ассортимента товаров в магазинах разделились. Так 30,8% респондентов отмечают сокращение ассортимента товаров, еще 29,2 % указывают на незначительные изменения. О резком сокращении ассортимента в магазинах заявляют лишь 12,8% опрошенных, при этом 16,1 % - наоборот отмечают заметное расширение ассортимента. Наиболее заметное сокращение ассортимента в магазинах отмечают жители крупных мегаполисов: Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
Подавляющее большинство участников опроса обращают внимание на рост цен – (65,6%), но связывают его скорее с высокой инфляцией (20,3%), кризисными явлениями в экономике (12,3%) и девальвацией рубля (10,9%). Среди других причин роста цен на товары респонденты отмечали: политику недружественных стран (12,3%), изменение каналов поставки иностранных товаров (11,1%) и слабый контроль за наценками со стороны торговых сетей (11,6%).
Присутствие товаров из недружественных стран на прилавках российских магазинов.
Среди товаров из недружественных стран или компаний с антироссийской риторикой и действиями на прилавках магазинов респонденты чаще всего встречают продукты питания (12,6% опрошенных) и лекарства (12,1%). Мнения участников опроса о причинах присутствия этих товаров в магазинах разделились. Так часть респондентов отмечают, что некоторые иностранные товары хорошо себя зарекомендовали и пользуются спросом (24,1%), а некоторые потребители в любой ситуации предпочитают иностранные товары (21,6%). Другая часть респондентов видит причины в том, что присутствие товаров из недружественных стран выгодно некоторым отечественным торговым сетям (17,7%) или стремлении иностранных компаний зарабатывать на российском рынке несмотря ни на что (16,8%).
Среди мер, необходимых для регулирования присутствие товаров из недружественных стран на российском рынке, чаще всего респонденты выбирали маркировку таких товаров специальным знаком (24,6%), контроль на границе при ввозе таких товаров (20,7%), а также более жесткий контроль за деятельностью торговых сетей (13,4%). О необходимости полного запрета на продажу товаров из недружественных стран заявили лишь 8,5% респондентов. При этом, к компаниям, открыто заявляющим о поддержке ВСУ, отношение большинства респондентов выражено негативное. Так 55,7 % участников опроса считают, что такие компании не должны зарабатывать на нашем рынке. Наиболее негативно к присутствию таких товаров относятся представители старшей и средней возрастных групп – соответственно 64,42% и 61,82% ответов.
Какие товары необходимо ограничить на полках российских магазинов в первую очередь?
Судя по результатам исследования, отношение россиян к присутствию тех или иных иностранных товаров на отечественном рынке зависит как от качественных характеристик товаров, так и от поведения компаний и стран в отношении нашей страны. В ходе опроса респондентам был предложен список из различных групп товаров с указанием страны производителя. Участникам опроса было необходимо определиться в отношении каждой торговой марки: оставить данные товары на российском рынке, маркировать специальным знаком или полностью запретить продажу. Анализ данных показал, что отношение к различным брендам и странам-производителям варьируется: так присутствие бытовой техники «Bosch» (Германия) большинством респондентов поддерживается – 63% участников опроса считают, что эту марку можно оставить на российском рынке. Маркировать специальным знаком чаще всего предлагали краски «Тиккурила» (Финляндия) (29,8% респондентов), французскую косметику (28,2% и бельгийский шоколад (26,9%). Полностью запретить чаще всего предлагали - краски «Дюлюкс» (Голландия) и одежду марки «Хендерсон» (Польша), детскую одежду «Кид» (США). Такое более выраженное негативное отношение к краскам «Дюлюкс» может быть связано с тем, что период проведения опроса совпал с выходом ряда негативных материалов в СМИ в отношении связи производителя с поддержкой ВСУ. Негативное отношение к одежде производителей из Польши и США может быть связано с негативной риторикой руководства этих стран в адрес России.
Основные таблицы результатов опроса:
Как, на ваш взгляд повлиял уход иностранных компаний на доступность товаров и услуг в вашем городе? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
|
Все респонденты |
Мужской |
Женский |
18-34 |
35-54 |
55 и старше |
Никак не повлиял, все необходимое по-прежнему доступно |
29,5 |
25,85 |
32,91 |
24,18 |
28,18 |
35,58 |
Повлиял, но незначительно, появились отечественные аналоги |
37,0 |
38,10 |
36,08 |
32,97 |
39,09 |
38,46 |
Значительно повлиял, многие товары и услуги исчезли |
27,5 |
28,57 |
26,58 |
37,36 |
29,09 |
17,31 |
Другое |
3,6 |
3,40 |
3,80 |
4,40 |
2,73 |
3,85 |
Затрудняюсь ответить |
2,3 |
4,08 |
0,63 |
1,10 |
0,91 |
4,81 |
Изменился ли ассортимент (разнообразие) товаров и услуг в магазинах за последние 2-3 года? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
Все респонденты |
Мужской |
Женский |
18-34 |
35-54 |
55 и старше |
|
Ассортимент заметно увеличился, появились новые марки |
16,1 |
15,65 |
16,46 |
17,58 |
16,36 |
14,42 |
Ассортимент изменился, но не значительно |
29,2 |
30,61 |
27,85 |
25,27 |
30,91 |
30,77 |
Ассортимент товаров сократился, но все что необходимо по-прежнему доступно |
30,8 |
30,61 |
31,01 |
31,87 |
29,09 |
31,73 |
Ассортимент резко сократился, многие необходимые товары стало невозможно приобрести. |
12,8 |
12,93 |
12,66 |
15,38 |
13,64 |
9,62 |
Другое |
8,9 |
9,52 |
8,23 |
8,79 |
8,18 |
9,62 |
Затрудняюсь ответить |
2,3 |
0,68 |
3,80 |
1,10 |
1,82 |
3,85 |
Заметили ли Вы изменение цен на товары в магазинах вашего города? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
Все респонденты |
Мужской |
Женский |
18-34 |
35-54 |
55 и старше |
|
Да, цены значительно выросли |
65,6 |
64,63 |
66,46 |
63,74 |
72,73 |
59,62 |
Цены увеличились, но незначительно |
20,0 |
19,73 |
20,25 |
17,58 |
14,55 |
27,88 |
Цены больше увеличились на иностранные товары |
6,9 |
8,16 |
5,70 |
7,69 |
8,18 |
4,81 |
Нет, практически не замечаю |
6,6 |
6,80 |
6,33 |
10,99 |
2,73 |
6,73 |
Другое |
0,3 |
0,68 |
0,00 |
|
0,91 |
|
Затрудняюсь ответить |
0,7 |
0,00 |
1,27 |
|
0,91 |
0,96 |
Как Вы считаете, что стало основными причинами изменения цен в магазинах? (закрытый вопрос, не более 3-х вариантов ответа, в % от всех опрошенных)
Все респонденты |
Мужской |
Женский |
18-34 |
35-54 |
55 и старше |
|
Кризисные явления в экономике |
12,3 |
10,11 |
14,36 |
14,60 |
12,85 |
8,82 |
Инфляция |
20,3 |
20,51 |
20,17 |
21,68 |
19,10 |
20,59 |
Девальвация рубля |
10,9 |
13,48 |
8,29 |
13,27 |
9,38 |
10,29 |
Политика недружественных стран |
12,3 |
12,08 |
12,43 |
14,16 |
11,81 |
10,78 |
Изменение каналов поставки иностранных товаров |
11,1 |
11,24 |
11,05 |
12,39 |
11,11 |
9,80 |
Слабый контроль за наценками со стороны торговых сетей |
11,6 |
10,39 |
12,71 |
6,64 |
11,81 |
16,67 |
Быстрое развитие промышленности и рост зарплат на производствах |
5,0 |
5,62 |
4,42 |
5,31 |
4,51 |
5,39 |
Использование иностранных компонентов в товарах |
8,9 |
8,99 |
8,84 |
8,85 |
9,38 |
8,33 |
Другие |
5,8 |
6,46 |
5,25 |
2,21 |
8,68 |
5,88 |
Затрудняюсь ответить |
1,8 |
1,12 |
2,49 |
0,88 |
1,39 |
3,43 |
Какие товары из недружественных стран по Вашему опыту чаще всего присутствуют в магазинах? (закрытый вопрос, не более 3-х вариантов ответа, в % от всех опрошенных)
Все респонденты |
Мужской |
Женский |
18-34 |
35-54 |
55 и старше |
|
Продукты питания |
12,6 |
12,60 |
12,50 |
13,41 |
10,99 |
14,00 |
Одежду |
10,1 |
9,76 |
10,50 |
10,37 |
10,99 |
8,00 |
Лекарства и медицинские товары |
12,1 |
12,20 |
12,00 |
12,20 |
10,99 |
14,00 |
Парфюмерия и косметика |
10,3 |
9,35 |
11,50 |
11,59 |
10,99 |
7,00 |
Автомобили и запчасти к ним |
10,3 |
10,98 |
9,50 |
9,76 |
9,89 |
12,00 |
Лакокрасочные изделия |
8,2 |
9,10 |
7,00 |
7,49 |
6,95 |
9,50 |
Строительные материалы |
4,7 |
4,88 |
4,50 |
4,27 |
4,95 |
5,00 |
Детские товары |
7,2 |
6,10 |
8,50 |
6,71 |
8,24 |
6,00 |
Зоотовары |
6,5 |
5,69 |
7,50 |
6,10 |
7,14 |
6,00 |
Спортивные товары |
7,6 |
8,13 |
7,00 |
7,32 |
8,79 |
6,00 |
Алкогольная продукция |
9,4 |
10,57 |
8,00 |
9,76 |
9,34 |
9,00 |
Другое |
2,5 |
2,85 |
2,00 |
1,83 |
2,75 |
3,00 |
Затрудняюсь ответить |
1,1 |
0,81 |
1,50 |
1,22 |
|
3,00 |
Какие меры, на Ваш взгляд, могут наиболее успешно регулировать присутствие товаров из недружественных стран на российском рынке? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
Все респонденты |
Мужской |
Женский |
18-34 |
35-54 |
55 и старше |
|
Полный запрет на продажу товаров из недружественных стран |
8,5 |
11,56 |
5,70 |
7,69 |
7,27 |
10,58 |
Маркировка таких товаров специальным знаком |
24,6 |
23,13 |
25,95 |
28,57 |
25,45 |
20,19 |
Контроль за деятельностью торговых сетей |
13,4 |
10,20 |
16,46 |
8,79 |
12,73 |
18,27 |
Контроль на границе при ввозе товаров |
20,7 |
17,69 |
23,42 |
18,68 |
18,18 |
25,00 |
Другое |
20,3 |
26,53 |
14,56 |
23,08 |
22,73 |
15,38 |
Затрудняюсь ответить |
12,5 |
10,88 |
13,92 |
13,19 |
13,64 |
10,58 |
Заказать проект
Заказать звонок
Политика конфиденциальности
Настоящий документ «Политика конфиденциальности» (далее по тексту – «Политика») представляет собой правила использования --- (далее – «мы» и/или «Администрация») данных интернет-пользователей (далее «вы» и/или «Пользователь»), собираемых с использованием сайта / --- / (далее – «Сайт»).
1. Обрабатываемые данные
1.1. Мы не осуществляем сбор ваших персональных данных с использованием Сайта.
1.2. Все данные, собираемые на Сайте, предоставляются и принимаются в обезличенной форме (далее – «Обезличенные данные»).
1.3. Обезличенные данные включают следующие сведения, которые не позволяют вас идентифицировать:
1.3.1. Информацию, которую вы предоставляете о себе самостоятельно с использованием онлайн-форм и программных модулей Сайта, включая имя и номер телефона и/или адрес электронной почты.
1.3.2. Данные, которые передаются в обезличенном виде в автоматическом режиме в зависимости от настроек используемого вами программного обеспечения.
1.4. Администрация вправе устанавливать требования к составу Обезличенных данных Пользователя, которые собираются использованием Сайта.
1.5. Если определенная информация не помечена как обязательная, ее предоставление или раскрытие осуществляется Пользователем на свое усмотрение. Одновременно вы даете информированное согласие на доступ неограниченного круга лиц к таким данным. Указанные данные становится общедоступными с момента предоставления и/или раскрытия в иной форме.
1.6. Администрация не осуществляет проверку достоверности предоставляемых данных и наличия у Пользователя необходимого согласия на их обработку в соответствии с настоящей Политикой, полагая, что Пользователь действует добросовестно, осмотрительно и прилагает все необходимые усилия к поддержанию такой информации в актуальном состоянии и получению всех необходимых согласий на ее использование.
1.7. Вы осознаете и принимаете возможность использования на Сайте программного обеспечения третьих лиц, в результате чего такие лица могут получать и передавать указанные в п.1.3 данные в обезличенном виде.
1.8. Состав и условия сбора обезличенных данных с использованием программного обеспечения третьих лиц определяются непосредственно их правообладателями и могут включать:
данные браузера (тип, версия, cookie);
данные устройства и место его положения;
данные операционной системы (тип, версия, разрешение экрана);
данные запроса (время, источник перехода, IP-адрес).
1.9. Администрация не несет ответственность за порядок использования Обезличенных данных Пользователя третьими лицами.
2. Цели обработки данных
2.1. Администрация использует данные в следующих целях:
2.1.1. Обработка поступающих запросов и связи с Пользователем;
2.1.2. Информационное обслуживание, включая рассылку рекламно-информационных материалов;
2.1.3. Проведение маркетинговых, статистических и иных исследований;
2.1.4. Таргетирование рекламных материалов на Сайте.
3. Требования к защите данных
3.1. Администрация осуществляет хранение данных и обеспечивает их охрану от несанкционированного доступа и распространения в соответствии с внутренними правилами и регламентами.
3.2. В отношении полученных данных сохраняется конфиденциальность, за исключением случаев, когда они сделаны Пользователем общедоступными, а также когда используемые на Сайте технологии и программное обеспечение третьих лиц либо настройки используемого Пользователем программного обеспечения предусматривают открытый обмен с данными лицами и/или иными участниками и пользователями сети Интернет.
3.3. В целях повышения качества работы Администрация вправе хранить лог-файлы о действиях, совершенных Пользователем в рамках использования Сайта в течение 1 (Одного) года.
4. Передача данных
4.1. Администрация вправе передать данные третьим лицам в следующих случаях:
Пользователь выразил свое согласие на такие действия, включая случаи применения Пользователем настроек используемого программного обеспечения, не ограничивающих предоставление определенной информации;
Передача необходима в рамках использования Пользователем функциональных возможностей Сайта;
Передача требуется в соответствии с целями обработки данных;
В связи с передачей Сайта во владение, пользование или собственность такого третьего лица;
По запросу суда или иного уполномоченного государственного органа в рамках установленной законодательством процедуры;
Для защиты прав и законных интересов Администрации в связи с допущенными Пользователем нарушениями.
5. Изменение Политики конфиденциальности
5.1. Настоящая Политика может быть изменена или прекращена Администрацией в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.
5.2. Действующая редакция Политики находится на Сайте в сети Интернет по адресу ---. Действующая редакция Политики от 27 сентября 2019г.