![]() |
Агентство социальных исследований «СТОЛИЦА»
+7 968 701 3333
|
| О компании | Услуги | Клиенты и партнеры | Наши исследования | Публикации и переводы | Новости | Инфографика | Контакты |
16 октября 2025 года секция «Социальные эффекты управления»16 октября 2025 года Институт социологии ФНИСЦ РАН (Москва) стал площадкой для V Всероссийской научной конференции Совета молодых ученых, посвященной проблемам цивилизационной идентичности России. В рамках конференция прошла сессия «Социальные эффекты управления», Модератор, Валентина Александровна Шилова, к. социол. н., ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, приветствовала участников, подчеркнув важность взаимодействия научных руководителей и аспирантов для стимуляции научной деятельности молодого поколения. Символично, что конференцию открыл молодой аспирант Денис Вячеславович Репин с докладом о взаимосвязи дискурсов, социальных изменений и их концептуальных основах. В своём выступлении Денис Вячеславович, аспирант Государственного академического университета гуманитарных наук, акцентировал внимание на теоретической разработанности понятия дискурса и необходимости изучения его связи с социальными трансформациями. Целью исследования является понимание влияния дискурсивных практик на управление, общественные изменения и политические процессы. В работе проанализированы труды М. Фуко, Лаклау и Муффа, П. Бурдье, а также представителей критического дискурс-анализа (Норман Фэрклоу, Рут Водак, Тён Адрианус ван Дейк). Для концептуализации социальных изменений использованы работы Биденса, Сорокина, Штумке и Будона. Теория фрейминга Бенфорда и исследования Хайера и Шмидта позволяют связать дискурс и социальные изменения. Предлагается операционализация дискурса, цивилизации дискурсов и социальных изменений для эмпирического изучения их взаимосвязи. Выделяются этапы: выявление дискурсивных фреймов, анализ коалиций акторов, фиксация композиционных эффектов и измерение трансформации институциональных режимов легитимности. В качестве данных предлагается использовать тексты СМИ и высказывания политических деятелей для анализа изменений в политическом и социальном порядке. Подход позволяет рассматривать дискурс не как абстрактное понятие, а как инструмент анализа воздействия высказываний на общественные изменения. В рамках своего доклада, профессор социологических наук, Зотов Виталий Владимирович, д. социол. н., профессор, Национальный исследовательский университет Московский физико-технический институт (Москва, Россия), затронул тему критериев завершённости в программно-проектном управлении в условиях перманентности процессов, используя в качестве примера цифровую маргинализацию. Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда, проект № 24-28-716. Спикер подчеркнул, что отправной точкой для выбора данной темы послужила её актуальность и необходимость осмысления. Он отметил, что, несмотря на заявленные на слайде критерии эффективности, более точным названием было бы "завершённость программно-проектного управления в условиях перманентности процесса". В своем выступлении он сравнил функциональное и проектно-программное управление, подчеркнув, что первое ориентировано на стабильность и воспроизводство, а второе – на трансформацию и развитие социальных систем. Функциональное управление – это скорее обслуживание, а проектно-программное – миссия, где администратор сменяется социальным инженером, инициирующим изменения. Актуальность проектно-программного управления при решении общественно значимых проблем обусловлена комплексностью, ориентацией на результат, мобилизацией ресурсов, гибкостью, прозрачностью и возможностью достижения прорывных изменений. Суть метода заключается в достижении конкретного результата в решении социальной проблемы в установленные сроки и при заданных ограничениях. Определение контрольного результата и его измеримость – ключевой момент в этой стратегии. Социальные проекты и программы различаются масштабом и комплексностью, поэтому их можно объединить в единый программно-проектный метод управления. Нежданов Владимир Анатольевич, к. географ. н., менеджер по развитию, Агентство городского развития Обнинска (Обнинск, Россия), затронул тему "Обнинск: прогнозируемые и непредсказуемые последствия принимаемых решений". Он отметил, что эта тема является закономерным продолжением дискуссии и представляет собой нормальный процесс поэтапного выстраивания функциональных, финансовых, административных и стратегических документов с учетом корректировки непредвиденных последствий принятых решений. В качестве отправной точки обсуждения был выбран Обнинск, первый наукоград России, получивший официальный статус в 1997 году. Проблемой являлся переход от федерального подчинения предприятий, расположенных на территории муниципалитета, к муниципальному уровню управления хозяйством. Предприятия федерального подчинения не были связаны с нуждами города. Рыночная экономика обусловила необходимость налаживания новых связей между регионами, центром и отдельными поселениями внутри региона, например, между сельскими населенными пунктами и наукоградом, в том числе с учетом маятниковой миграции. Со временем произошел переход от балансовых функциональных моделей к программно-целевому управлению, подразумевающему функциональное и административное управление в сочетании с программно-целевыми методами, ориентированными на корректировку будущих решений. В качестве примера была приведена программа содействия переселению соотечественников в Калужскую область, благодаря которой в период с 2007 по 2015 год было переселено 42 700 человек, а с 2016 по 2021 год планировалось переселить еще 45 600 человек. Это привело к значительному увеличению населения Обнинска и требует учета в стратегическом планировании. При этом, необходимо учитывать влияние миграционных процессов на социальную инфраструктуру, а также возможные негативные последствия, такие как рост преступности среди мигрантов. Стратегические документы, такие как схемы территориального планирования и генеральные планы, требуют регулярной корректировки с учетом меняющихся обстоятельств. В качестве примеров элементов стратегического и среднесрочного планирования были приведены договор между «Росатомом» и администрацией Обнинска, а также программа развития "Обнинск-Тех". Однако, необходимо понимать, что долгосрочное планирование всегда сопряжено с высокой степенью неопределенности, и прогнозы могут значительно отличаться от реальных результатов. Зачастую прогнозы на ближайшую перспективу бывают излишне оптимистичны, а на отдаленную – излишне скромны. В докладе Ольги Валерьевны Епархиной, кандидата политических наук и зав. сектора в Российском НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере (Москва), под названием "Социальные аспекты управления российской наукой глазами женщин-руководителей", были представлены итоги экспертного опроса, организованного институтом при поддержке Совета Федерации в 2024 году. Целью данного исследования было изучение социальных факторов, влияющих на управление научной сферой в России, с акцентом на взгляд женщин, занимающих руководящие посты. В рамках исследования проведено анкетирование женщин-руководителей научных организаций и вузов, имеющих докторские степени и значительные академические достижения. Опрос охватывал широкий спектр вопросов, связанных с управлением наукой, научными учреждениями и образовательным процессом. Отправной точкой для исследования послужили опросы, проведенные в начале 1920-х годов среди руководителей научных и образовательных учреждений, в которых участвовали как мужчины, так и женщины. Обнаруженные любопытные расхождения в ответах послужили мотивом для углубленного изучения женского взгляда на науку и сопоставления подходов женщин-руководителей к алгоритмам управления и приоритетам в российской науке. Особое внимание уделялось вопросам кадровой политики, что позволило проверить сформулированные гипотезы. Важной темой стало взаимодействие науки и бизнеса, где исследователи отмечали необходимость решения этой проблемы, в том числе с участием государства. Светлана Николаевна Костина, кандидат социологических наук и доцент Уральского федерального университета (Екатеринбург, Россия), в своем выступлении, «К вопросу о видах последствий внедрения цифровых технологий», подчеркнула важность возвращения к теме, обсуждаемой до перерыва – социальным эффектам управления. Доклад носил скорее теоретический характер, представляя собой попытку анализа существующих в российской и зарубежной науке теоретико-методологических подходов к определению социальных эффектов, а также последствий управленческих решений и внедрения цифровых технологий. В начале выступления было сделано общее теоретическое введение, отметившее разнообразие понятий, связанных с эффектом, таких как последствия, результаты, воздействие и влияние. Подчеркивалось, что ни в социологии, ни в смежных науках (экономике, управлении) до сих пор нет единого определения эффекта и его соотношения с другими понятиями. Далее Костина С.Н. представила социологическое направление, применимое для анализа эффектов, в частности социальных. В теоретических работах эффект и последствия связываются с различными социальными категориями, включая целерациональное и преднамеренное действие, а также взаимодействие. Был рассмотрен подход социального действия, внесший вклад в разработку понятия последствий социальных действий. Особое внимание уделялось концепции непредвиденных последствий Роберта Мертона, их видам и причинам возникновения. Докладчик также затронула тему обратных эффектов, возникающих, когда стремление к индивидуальной выгоде приводит к нежелательным последствиям на макроуровне. Были упомянуты классификации нежелательных последствий, в частности, классификация Берта. В заключение, Костина С.Н. отметила, что теоретические предпосылки теории социального действия привели к возникновению направления социальной оценки технологий, направленного на выявление последствий внедрения различных технологий, включая цифровые. В рамках данного направления разрабатываются новые концепции, такие как "неизвестные неизвестные" и анализируются непредвиденные последствия, связанные с внедрением искусственного интеллекта.
|
БИБЛИОТЕКА СОЦИОЛОГИИ "АСИС"
|
ООО «Агентство социальных исследований Столица» |
телефон: +7 968 701 3333
адрес: 115280, Москва, ул. Ленинская Слобода, 26с28
e-mail: info@agsis.ru
|